Часто задаваемые вопросы

1.Что такое целевой капитал?

В соответствии с Федеральным законом № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»
целевой капитал — часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2.Кто может стать учредителем целевого капитала?

Учредителем целевого капитала могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица

3.В каких областях можно создавать целевой капитал?

• Образование
• Наука
• Здравоохранение
• Культура
• Физическая культура и спорт (за исключением профессионального спорта)
• Искусство
• Архивное дело
• Социальная помощь (поддержка)
• Охраны окружающей среды
• Оказание гражданам бесплатной юридической помощи и осуществление их правового просвещения

4.Как создать целевой капитал?

Существует 2 модели создания целевого капитала:
1. НКО – собственник ЦК и единственный получатель дохода от управления целевым капиталом;
19
2. Собственник ЦК – специализированная организация управления целевым капиталом (фонд), созданная только для формирования, передачи в управление и распределения доходов от инвестирования ЦК для другой / других НКО.
18

5.Каковы особенности создания целевого капитала внутри некоммерческой организации?

• Целевой капитал внутри себя могут создать только следующие типыорганизаций: АНО, Фонд, Общественная организация, Общественный фонд, Религиозная организация;
• Весь получаемый доход от управления целевым капиталом тратится на деятельность самой организации согласно уставу и целям, для осуществления которых был создан целевой капитал;
• Существуют ограничения по видам платной деятельности;
• Необходимо внесение изменений в уставные документы организации;
• Необходимо создание специального Совета по использованию ЦК;
• Организации – собственники целевого капитала обязаны публиковать годовой отчет и проводить ежегодный аудит.
17

6.Каковы особенности создания специализированной организации управления целевым капиталом?

• Создается только в форме фонда;
• Единственная цель деятельности – формирование ЦК;
• Доход от ЦК передается другой / другим НКО;
• Необходимо Совет по использованию ЦК (= попечительский совет);
• Существуют ограничения по размеру административных расходов.
16

7.Какими законодательными актами регулируется деятельность по созданию и пополнению целевого капитала?

Основные законодательные акты, регулирующие деятельность целевых капиталов, представлены в разделе «Законодательство»

8.При каких условиях целевой капитал считается сформированным?

Целевой капитал считается сформированным при условиях, что минимальный размер поступивших пожертвований составляет 3 млн рублей, эти средства собраны в течение одного года, сформирован Совет по использованию целевого капитала и средства переданы в доверительное управление управляющей компании.

9.Каковы преимущества создания целевого капитала?

• независимость некоммерческой организации от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений;
• стимулирование долгосрочного планирования деятельности некоммерческих организаций;
• повышение прозрачности деятельности некоммерческих организаций;
• содействие финансовой стабильности организации посредством получения гарантированного дохода;
• налоговые льготы для жертвователей-частных лиц;
• налоговые льготы на доход от управления средствами целевого капитала (подробнее-на стр. 58 Сборника «Применение изменений в законодательство о целевых капиталах некоммерческих организаций»).

10.Существуют ли в России льготы для физических лиц, жертвующих в целевой капитал?

Да, для жертвователей-физических лиц с начала 2012 года существуют социальные налоговые вычеты.
Начиная с налогового периода 2012 года социальный налоговый вычет налогоплательщики смогут получать при перечислении пожертвований:
• благотворительным организациям;
• социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях;
• некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
• религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
• некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
Подробнее — на стр. 58 Сборника «Применение изменений в законодательство о целевых капиталах некоммерческих организаций»

11.Существуют ли в России льготы для юридических лиц, жертвующих в целевой капитал?

В настоящее время на межведомственном согласовании находится федеральный закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием механизмов формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», принятие которого даст возможность юридическим лицам- жертвователям в целевые капиталы уменьшить полученную в текущем налоговом периоде налогооблагаемую прибыль на сумму денежных средств, перечисленных

12.Изменения в Гражданский Кодекс РФ. Что делать фондам целевого капитала?

Гражданский Кодекс – основной, общий закон для юридических лиц, коммерческих и некоммерческих, более узкие, специальные нормы прописаны в специальных законах. Это законы о некоммерческих организациях, об общественных объединениях, о целевых капиталах, об акционерных обществах (для коммерческих организаций).

С 1 сентября все юридические лица разделены на 2 категории: корпоративные (в которых присутствует институт членства) и унитарные (это АНО, фонды, в том числе и ФЦК, учреждения).

Изменения, которые необходимо  внести в Устав Фонда целевого капитала.

  1. Определение Фонда как унитарной организации.
  2. Устав – единственный возможный учредительный документ. Решение об учреждении стало оформляться иначе, также предусмотрены разные формы для решения единственного учредителя и решения коллегиального.
  3. Появляется индивидуальная ответственность руководителя НКО, в частности, фонда. Если будет доказано, что и руководитель и члены руководящих органов, высшего руководящего, исполнительного коллегиального органа действовали не в интересах организации, они должны будут возместить убытки, которые причинены организации. Рекомендация: полномочия всех органов прописать в отдельных документах, не в Уставе.
  4. Прекращение недействующего юридического лица, исключение его из ЕРЮЛ. Организация может быть признана недействующей, если в течение года не сдавала никакой отчетности, и не было движения ни по каким счетам организации.
  5. Деятельность, приносящая доход и достаточное имущество (ранее предпринимательская деятельность  НКО, в такой формулировке в новой редакции осталась только для АНО). Что такое «деятельность, приносящая доход» в ГК не определено Чтобы ею заниматься нужно 2 условия: в Уставе должны быть перечислены те виды деятельности, которые будут приносить этот доход, и у организации должно быть достаточное обособленное имущество для осуществления такой деятельности. На сегодняшний день это достаточное имущество равно 10 000 рублей (минимальный уставной капитал для ООО) это должно быть прописано в Уставе, а деятельность, приносящая доход, должна быть перечислена. До тех пор, пока соответствующие изменения не будут внесены в Устав, заниматься деятельностью, приносящей доход, невозможно. Норма вступает в силу с 1 января 2015 года.
  6. Имущество Фонда. Законом может быть определено, что при ликвидации имущество может быть возвращено (после удовлетворения требований кредиторов) учредителям Фонда. Пока в законе такой формулировки нет, но, в случае появления при внесении изменений в Устав рекомендуется в разделе «имущество Фонда» предусмотреть судьбу имущества после ликвидации Фонда.
  7. Управление Фондом. Законодатель определяет следующую организацию управления Фондом:

Высший коллегиальный орган (не может назваться Правлением). Исключительная компетенция высшего коллегиального органа — практически все, что относилось к высшему руководящему органу у Фонда, добавляется утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, принятие решения о создании фондом хозяйственных обществ, принятие решения о создании филиалов, одобрение совершаемых сделок, в случаях, предусмотренных законом и другие компетенции.

Единоличный исполнительный орган, как правило, Директор. Директор должен избираться (не назначаться!). Не указывается, что по должно обязательно голосование должно быть альтернативным.

Коллегиальный исполнительный орган – Правление. Назначается.

Таким образом, высший коллегиальный орган, например Совет, может избрать Директора, или назначить Правление.

Функции единоличного органа от имени юридического лица выполняет Председатель коллегиального исполнительного органа – Председатель Правления.

К компетенции исполнительного органа – коллегиального или единоличного – относится решение любых вопросов, не относящихся к исключительной компетенции Высшего коллегиального органа.

Попечительский Совет остался и называется «орган Фонда». Учитывая это, нужно быть внимательными к тому, как он будет формироваться. Не указано, кто должен входить в Попечительский совет, сколько раз он должен собираться. Известно, что он будет назначаться Высшим Коллегиальным органом.

Рекомендация: выносить более четкое определение того, что будет делать Попечительский совет в специальное положение о Попечительском совете, а из ГК брать статью о его деятельности.

  1. Реорганизация Фонда – раздел будет исключен. Реорганизация не предусмотрена. Практически все формы могут преобразоваться в Фонд, но сам Фонд не может преобразоваться ни во что, даже в другой Фонд (в этом случае ликвидация с последующим созданием нового Фонда).
  2. Внесение изменений в Устав.  Есть возможность, чтобы его изменяли Учредители, даже в том случае, если учредители не являются органом Фонда – можно определить в Уставе, что изменения в Устав вносят только Учредители. Это достаточно сложная задача (учредителей потом можно не найти), но таким образом можно обезопасить себя от периодических внесений изменений в Устав действующими составами Советов.

В случае если Уставом предусмотрено внесение в него изменений Учредителями, их состав рекомендуется определить в Уставе, если есть уверенность в том, что этот состав будет действующим на протяжении длительного времени. Исключение (включение новых, замена) учредителей не предусмотрено, кроме одной организационно-правовой формы – АНО.

Другой вариант – определить, к примеру, что изменения в Устав вносятся Высшим коллегиальным органом. Если этого не будет определено в Уставе, или определено, что изменения в Устав вносят Учредители (а они, предположим, не хотят их вносить или их невозможно найти), то по заявлению заинтересованного лицо изменения в Устав может внести Суд.

Срок внесения указанных изменений – не определен (к какому времени они должны быть внесены в Уставы). Единственное ограничение – изменения должны быть внесены при первом изменении, которое руководители организации посчитают необходимым внести в Устав.

Важно! Со 2 августа 2014 вступили в силу изменения в закон «О некоммерческих организациях» по символике. Меняется система регистрации символики – теперь она должна быть прописана (описана) в Уставе. Регистрация символики не предусматривается (только если есть необходимость защитить ее авторским правом – регистрация в качестве товарного знака). Поэтому, если есть используемая символика, внести изменения в Устав необходимо, в противном случае при проверке Минюста будет выявлено нарушение. Соответственно, при внесении этого изменения в Устав, будет необходимо также внести в него все изменения, касающиеся ГК.

13.Где можно получить дополнительную информацию о целевых капиталах?

Более подробная информация доступна в публикациях на странице:
Также Вы можете обратиться за консультацией в Форум Доноров по email endowment@donrosforum.ru или по телефону 8(499)978-59-93.
В 2014 году Форум Доноров начал собирать самые распространенные вопросы представителей организаций, планирующих создать эндаумент-фонд или уже сформировавших его. Целью опроса является издание книги ответов на самые популярные вопросы о целевых капиталах.
Мы будем очень рады Вашему участию в проекте!
Перейти по ссылке