Целевой капитал и его роль в финансировании организаций культуры в России и США

В статье анализируется опыт управления целевыми капиталами в организациях культуры России и США. Отдельное внимание уделяется преимуществам и недостаткам формирования целевых капиталов при учреждениях культуры, отличиям целевого капитала от фонда.

Целевой капитал как источник финансирования используется в сфере культуры США в течение многих лет и формируется из пожертвований, которые в дальнейшем инвестируются в различные активы с целью получения ежегодного дохода. В результате организации культуры получают возможность за счет доходов от капитала финансировать свою уставную деятельность.

В США целевые капиталы чаще всего называются эндаументами или эндаумент-фондами (endowment в переводе с английского языка означает «вклад, дар, пожертвование»). Согласно американскому законодательству, эндаумент — это целевой фонд, формируемый за счёт денежных средств, ценных бумаг и других активов для получения инвестиционного дохода, который будет использоваться на поддержание деятельности некоммерческой организации.

В России применение целевого капитала стало возможным с принятием в конце 2006 года Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Основная идея целевого капитала – обеспечить долгосрочную финансовую поддержку организации культуры за счёт грамотного инвестирования привлечённых средств в ценные бумаги, банковские депозиты и другие финансовые инструменты. Подобное инвестирование осуществляется управляющей компанией и обеспечивает организации культуры ежегодный доход в виде дивидендов, процентов по депозитам и иных выплат.

В сфере культуры, как и в других сферах, целевой капитал управляется по следующей модели. Организация культуры вправе расходовать только ежегодный доход от целевого капитала, а не саму сумму целевого капитала. Объём целевого капитала (так называемое «тело эндаумента») остаётся неприкосновенным.

Об авторе: Екатерина Шекова, к.э.н., доцент кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

  • ЦК и его роль в финансировании организаций культуры в России и США