Cессия по законодательству о целевом капитале в рамках конференции Общественной Палаты РФ

zast-d

Вступительный доклад был представлен заместителем председателя Комиссии по развитию благотворительности и волонтерства ОП РФ, Генеральным директором Благотворительного фонда Владимира Потанина Ларисой Зельковой. В своем выступлении Л. Зелькова отметила, что законодательство о целевом капитале является самой молодой и самой бурно развивающейся сферой некоммерческого законодательства за последние годы. Так, за 5 лет с момента появления Федерального закона о целевых капиталах некоммерческих организаций, в него было внесено уже трижды вносились изменения, значительно расширивших поле его применения. Однако есть и ряд изменений, которые очень важны для донорского сообщества и которые могут привести как к росту средств, поступающему в действующие целевые капиталы, так и к увеличению числа самих целевых капиталов. Это, прежде всего, льгота по налогообложению для компаний-жертвователей, а также возможность благотворительным фондам жертвовать средства на формирование и пополнение целевых капиталов других организаций, и возможность создавать целевые капиталы самим благотворительным фондам. Первое предложение уже рассматривается в правительстве, однако положительного решения нет. С другой стороны, близкий к этому порядок льготного налогообложения предусмотрен для компаний, которые фондам жертвовать средства в целевые капиталы, данная норма будет соответствовать международной практике и позволит построить более прозрачную инфраструктуру благотворительного сектора.

В своем выступлении директор инвестиционного департамента Газпромбанк-Управление активами Людмила Пантелеева остановилась на вопросах регулирования деятельности управляющих компаний – партнеров некоммерческих организаций с целевыми капиталами. Так, в соответствии с законом о целевых капиталах фонды обязаны передавать средства в управляющие компании, обладающие соответствующими лицензиями. Однако в зависимости от типа лицензии, которой обладает управляющая компания, эта деятельность также регулируется специальными подзаконными актами, не все из которых существуют или приспособлены для нужд таких инвесторов, как фонды целевого капитала. Существующая правовая нормативная база ФСФР практически не учитывает наличие таких инвесторов как фонды целевого капитала. Л.Пантелеева подчеркнула назревшую необходимость внесения изменений в существующие законодательные акты. Одним из таких изменений могла бы стать поправка в приказ ФСФР о деятельности по управлению ценными бумагами для возможности управляющим компаниям более эффективно управлять средствами фондов, размещенными на депозитах. Наибольшую дискуссию вызвало предложение о включении фондов целевого капитала в число квалифицированных инвесторов, что является необходимым условием для инвестирования средств фондов в ценных бумаг иностранных эмитентов. Л.Пантелеева пояснила, что в Законе о рынке ценных бумаг по-прежнему отсутствуют требования для квалификации для фондов ЦК, что является нелогичным по причине наличия возможности приобретения такого инструмента в Законе о целевом капитале. Это также пример законодательной коллизии, требующей своего разрешения. Мнения участников разделились, и было предложено провести отдельное обсуждение по данному вопросу.

Руководитель аппарата ректора Европейского Университета в Санкт-Петербурге Алла Самолетова также отметила необходимость гармонизации законодательства, регулирующего развитие сферы целевых капиталов, и предложила на обсуждение две поправки. Первая поправка касается возможности публичного сбора средств на формирование, а не только пополнение целевых капиталов. Так, по словам А. Самолетовой, многие организации некоммерческого сектора не могут найти нескольких крупных жертвователей для первоначального формирования целевого капитала, но могли бы в рамках своей регулярной фандрайзинговой кампании сформировать капитал за счет большого числа маленьких пожертвований по простой форме по аналогии с публичным сбором на пополнение собранного эндаумента. Другая поправка дала бы возможность государству в рамках эквивалентного финансирования (match up) предоставлять средства и имущество на формирование и пополнение целевых капиталов, что сегодня прямо запрещено законом. Данное предложение вызвало значительную дискуссию среди участников сессии по вопросу возникающих при этом рисков (например, контроль за деятельностью организаций со стороны государства).

В завершении сессии было решено сформировать рабочую группу из числа заинтересованных управляющих компаний для обсуждения предложений по регулированию их деятельности в рамках управления средствами целевых капиталов. Данную группу предложено сформировать на базе клуба «Целевой капитал» Форума Доноров. Также решено собрать все предложения по поправкам в Федеральный закон о целевых капиталах некоммерческих организаций и представить их в Министерство экономического развития для включения в план работы.