Публичная отчетность эндаументов: вовремя и красиво

29-ое заседание Клуба «Целевой капитал», состоявшееся в рамках Гайдаровского форума, было посвящено позиционированию фондов целевого капитала в публичном пространстве

Обсуждение предполагало три, с одной, самодостаточные, а с другой – тесно взаимосвязанные темы.
Мы последовательно остановимся на всех трех аспектах прошедшего обсуждения: публичной отчетности, законодательных пробелах и инициативах и вопросах позиционирования фондов. Сегодня это тема публичной отчетности эндаументов.

Как справедливо отметила модератор заседания, руководитель аппарата ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге Алла Самолетова, «нам нужно показывать не только кто мы такие, но и что мы делаем. А чтобы наши партнеры из числа бизнеса и в органах государственной власти нас понимали, это нужно делать доступным и прозрачным языком. Фонды целевого капитала не ведут специальных программ, поэтому донору не всегда понятно, каким образом будут расходоваться его средства и как он может проконтролировать целевое использование».
В рамках темы с докладами выступали Екатерина Герус, исполнительный директор фонда «Истоки» и Марина Петрова, исполнительный директор фонда МГИМО.

Екатерина Герус подчеркнула, что «проблема доверия – основная проблема, с которой сталкивается благотворительный сектор и, естественно, эндаументы». В своем выступлении она остановилась на разрыве между законодательными требованиями к отчетности и той его формой, которая на сегодняшний день востребована и необходима жертвователям и широкой общественности. Простое соблюдение всех формальных требований законодателя к отчету приводит к написанию крайне «сухого» документа, содержащего, в основном, только цифры. Донорам, как показывает практика, это важно, но не интересно. Им важна эффективность, реализуемость проектов, достижение социальных изменений. По словам Екатерины, перевести эти категории в количественные показатели – сложно, но необходимо. Также необходимо, как уметь рассказать о своих проектах ярко: включать мнения экспертов, показать команду и ее мотивацию, обязательно привести отзывы тех, для кого проект реализуется.

Другая важная вещь, ежегодно включаемая в отчет фонда «Истоки» – планируемые к реализации проекты. Это позволяет повысить доверие и заинтересовать инвесторов в последующем финансировании.

В заключении спикер обратилась и к проблеме привлечения средств. «Самое важное – не разделять фандрайзинг на проекты и в целевой капитал. Социальные инвесторы дают деньги на проекты, а задача эндаумента обеспечивает большую стабильность».

Марина Петрова в своем выступлении сосредоточилась на важности публичного отчета как мощного информационного инструмента и в шутливом тоне, но вполне серьезно сказала «я без отчета вообще никуда не хожу!».

Она описала структуру отчета фонда и дала подробные комментарии к каждому из его разделов. Говоря о финансовых показателях, отметила, что их целесообразно разбивать отдельно  на показатели за прошедший год и за все годы существования фонда, показывать их динамику и пояснять каждый из них доступным языком.

Оба спикера обратили внимание на сроки предоставления отчета. По закону это шесть месяцев, однако, как показывает практика фонда «Истоки», этот срок лучше сократить до трех. Именно в марте жертвователи часто отчитываются перед своими советами директоров. А фонд МГИМО вообще старается подготовить и опубликовать отчет уже к концу декабря, чтобы «успеть до потока отчетов других организаций». Для упрощения подготовки документа к концу отчетного периода, в фонде введена практика квартальных отчетов.

От себя заметим, что ежегодно проводимый нами анализ отчетов эндаумент-фондов пока не позволяет констатировать их действительное качественное улучшение. Большая часть эндаументов ограничивается теми самыми «сухими» финансовыми документами, разобраться в которых и найти искомые данные требует отдельных усилий даже для специалистов. Другие фонды, однажды задав высокую планку, в силу разных причин не держат ее. И лишь некоторые целевые капиталы уделяют этому должное внимание и ресурсы, из года в год прирастая качеством и, в хорошем смысле, амбициями сделать по-настоящему интересный, важный и используемый отчет.

Резюмируя, приведем цитату вице-президента по развитию Гарвардского университета: «Люди не просто так дают средства. Им важна самореализация, признание и публичность. Помните, что взаимоотношения с донором не прекращаются после получения пожертвования. Отчетность, предоставляемая ему фондом, важна не менее, а может быть и более, чем первый контакт, так как именно она оказывает решающее влияние на решение человека продолжать делать пожертвования».

Предлагаем ознакомиться с презентацией Ирины Ефремовой-Гарт, эксперта в области оценки программ и проектов, представленной в рамках обучения по Программе «Целевые капиталы: стратегия роста» (2013г.)

Отчетность перед донорами: практика и стандарты